Churchill
Ястребиный телеграфъ

Отличие государственного деятеля от политика в том
что политик ориентируется на следующие выборы,
а государственный деятель на следующее поколение
/У. Черчилль/

Психократы и новый фронтир. Часть 2.
Re: Психократы и новый фронтир. Часть 1. -- zaphod
Автор: zaphod ® ( 02/03/2005, 19:01:24 ) Профайл Rambler's Top100

Секции и секты.

Один из персонажей повести Андерсона "Планета, с которой не
возвращаются" Кемаль Гуммус-Луджиль, инженер со звездолета "Генри
Хадсон" объясняет, ради чего он отправился за десять тысяч световых лет:

Да, я уже в том возрасте, когда хочется осесть на месте
где-нибудь и создать семью. Но что может человек делать в Системе? Работать на
кого-нибудь другого всю жизнь. Я хочу сам себе быть хозяином. Я думал... К
черту! - Он замолчал и пустым взглядом посмотрел на равнину.

Хотя Гуммус-Луджиль по национальности турок, его мечта
стандартна именно для американской фантастики:

- Мне нужна маленькая ферма,
- сказал Гуммус-Луджиль. - И если мой прапрапраправнук не сможет иметь свою
ферму, тогда вся раса может отправиться в ад или еще куда-нибудь похуже.

Похожая цель зовет в космос большинство героев американской
научно-фантастической литературы. Это настолько общее место, что ему обычно не
придают значения. Хотя собственно это и есть материализация Исконно
Американских Ценностей, это Великая Американская Мечта. Ради этой цели
отправились за океан многочисленные искатели счастья из Старого Света. Из этих
пионеров, которые двигались на Запад континента вместе с границей заселенных
земель, фронтиром и сложилась американская нация.

Впервые концепцию особой роли фронтира в американской истории сформулировал
в 1890-е годы американский историк Фредерик Дж. Тернер. Он считал, что Америка
вовсе не заимствовала европейские институты, а создала свои собственные, и в
этом состоит своеобразие Америки и ее коренное отличие от европейских
государств. В отличие от Европы, в Америке было большее количество свободных
земель, и в ходе экспансии постоянно воспроизводились условия фронтира. Этим
объясняется, с одной стороны, существенные различия между жителями разных
частей Америки, а с другой стороны - их несомненное сходство. Ведь если кого-то
не устраивали местные условия или правила поведения, навязываемые соседями, они
легко снимались и шли искать новое место. Как, например, мормоны. Они пытались
обосноваться в Огайо, Миссури, Иллинойсе, но везде их встречало неприятие со
стороны других конфессий. В конце концов, они отправились на Дальний Запад и
основали город Солт-Лейк-Сити. Хотя и там их подвергали дискриминации - до тех
пор, пока мормоны официально не отказались от многоженства, власти США не
предоставляли Юте права штата. Подобное разнообразие, согласно концепции
Тернера, также отличает американскую нацию от европейских. Тернер, считал США
империей, точнее "имперской республикой", а отдельные части США, секции
(sections), он считал сопоставимыми с отдельными европейскими нациями. Деление
США на секции у Тернера в основном совпадает с традиционным делением США на три
географических региона - Север, Юг и Запад; вероятно, отдельной секцией можно
считать и Техас. Во всяком случае, политически имел место раскол между Севером
и Югом, Техас был независимой республикой, существовали и планы создания ТША -
Тихоокеанских Штатов Америки. Это предлагал еще Томас Джефферсон, а в 50-е годы
на Юге США существовала секретная организация "Рыцари Золотого
Круга", целью которой было создание тихоокеанского государства.

Любопытно, что такое устройство США очень похоже на устройство
Транторианской Империи в романах Азимова. Хотя Трантором правили императоры и
их власть передавалась по наследству, тем не менее их власть имела пределы, и
они, как правило, не вмешивались в жизнь провинций, которые сохраняли
значительную автономию и разнообразие обычаев и укладов. Трантор можно назвать
"республиканской империей", царством закона и порядка, который
обеспечивала императорская власть и имперские вооруженные силы. И сама планета
Трантор, столичная планета Империи, на которой к концу имперского периода жило
40 миллиардов жителей, являла собой как бы Империю в миниатюре. В огромном городе,
занимавшем всю планету, жили представители сам разнообразных культур,
практически не контактируя друг с другом, поскольку редко сталкивались с
жителями других секторов города-планеты. Тот факт, что столичная планета
является как бы миниатюрной копией всей Империи, и привел Селдона к пониманию
законов психоистории. Об этом повествуется в романе "Прелюдия к
Основанию"("Prelude to Foundation", 1988).

Мозаичная структура американского общества, на первый взгляд, противоречит
доктрине "плавильного котла" ("melting pot"). Это выражение
происходит от названия пьесы английского драматурга И.Зангвилла, появившейся в
1908, и означает характерное для Америки смешение различных культурных,
этнических и религиозных групп. Однако и при плавлении металлов могут происходить
разнообразные явления, и образование совершенно однородных твердых растворов
далеко не обязательно. Гораздо чаще образуются гетерогенные сплавы, где
отдельные зерна чистых компонентов соседствуют друг с другом и с зернами
твердого раствора. Такие небольшие группы гораздо легче поддаются социальному
контролю, и поведение их членов гораздо более соответствует модели SRSM,
человека социологического, нежели чем модели REMM, человека экономического - по
крайней мере, по отношению к членам своей общины. Особенно это справедливо по
отношению к ранним периодам американской истории. Политическое устройство
первых пуританских общин было скорее теократическим, чем демократическом.
Законы преследовали не только преступление, но и грехи (например, ношение
украшений, пьянство, работу в воскресенье и т.д.). Право голоса имели, как
правило, только фримены (freemen), то есть "свободные люди".
Такой "свободный человек", должен либо быть полноправным
землевладельцем-фригольдером (freeholder), либо купить у магистрата право заниматься
торговлей и ремеслом, а также состоять в церковном приходе. Впрочем, в Америке
нет церквей. Все религиозные общины, большие и малые, там называются одинаково
- сектами (sects).

Подобное разнообразие сект и секций в США обычно считается одним из
признаков свободы и демократии. Пропагандисты "американского образа
жизни" рекламируют такую структуру как самую надежную гарантию
стабильности американского общества и предлагают ее в качестве образца для
всего мира. Однако не следует забывать, что такая структура могла
сформироваться благодаря относительной географической изолированности
американского континента, благодаря отсутствию сильных конкурентов-соседей.
Ситуация в мире, который придумал Айзек Азимов вполне аналогична. В этом мире
люди - единственные разумные существа и поэтому у Трантора нет конкурентов.
(Кстати, эта предпосылка появилась у Азимова благодаря настойчивым требованиям
его издателя, Джона Кэмпбелла. В ранней повести "Инок Вечного Огня" уже упоминается Трантор, но
Галактическую Империю основывают инопланетяне-рептилии. Под влиянием Кэмпбелла,
Азимов в дальнейшем развивал тему уже без инопланетян). Это обстоятельство
заставляет вспомнить об одной аналогии. Как известно, Чарльз Дарвин пришел к
идее естественного отбора, наблюдая за разнообразием островных видов. Во время
путешествия на "Бигле" в 1831 году Дарвин посетил Галапогосские
острова. Он был поражен разнообразием видов многих животных, например птиц из
семейства вьюрков. Такая ситуация возникла благодаря тому, что на каждый из
более тысяч островов, сходных по своим природным условиям попадало относительно
небольшое количество первопоселенцев, и из-за этого генофонд основателей
островной популяции мог существенно отличаться от генофонда родительской
популяции. Плюс к этому отсутствие существенного давления отбора позволяло
развиваться самым причудливым вариациям - вьюркам, которые похожи на славок,
дятлов или синиц. Как я уже писал, Хэри Селдон, пришел к открытию законов
психоистории, наблюдая за разнообразием культур транторианцев. Вполне возможно,
эта аналогия не случайна. Ведь Азимов хорошо знаком с историей науки, он автор
многочисленных научно-популярных книг.

Однако к концу 19-го века неосвоенных земель в США больше не осталось. С
этого момента и начинается постепенная экспансия США за пределы собственно
Америки. Примерно в то же самое время начинается и ограничение притока
иммигрантов, появляются первые законы против иммигрантов. К этому времени
основные потоки иммигрантов текли из стран Центральной и Восточной Европы, а
также из Китая и Японии. Эти люди резко отличались по своим поведенческим
особенностям от иммигрантов предыдущих волн. К тому же американцы все чаще и
чаще стали сталкиваться с особенностями поведения других народов, участвуя в
различных событиях за пределами США, например в военных конфликтах. И в конце
концов особенности "американского образа жизни" дали о себе знать.

За пределами проблемного ящика.

Описанная выше структура американского общества продолжала сохраняться и в
20-м веке. Этому способствовали различные программы, поддержанные американским
правительством. Например, в годы Великой Депрессии государственная поддержка
сельского хозяйства позволила выжить Великой Американской Мечте - той самой
маленькой ферме, о которой мечтал Кемаль Гуммус-Луджиль. Подобные программы
закупки сельскохозяйственной продукции продолжались и в дальнейшем, хотя их
экономическая эффективность довольно сомнительна. Государственная система
ипотечного кредитования тоже имеет отношение к сохранению традиционной
структуры американского общества. Как известно, в 20-м веке во всех развитых (и
даже не очень развитых) странах шел процесс урбанизации - роста городов и доли
населения, проживающего в городах. Америка отличается в этом отношении от
других стран мира. Там происходила субурбанизация - рост пригородов.
Богатые и средний класс - жители именно пригородов. Города остались для низших
социальных групп - цветного населения, новых групп иммиграции, и т.д. Такая
структура расселения позволяет обеспечить достаточную изоляцию одних групп
населения от других. Да и внутри крупных городов американцы расселяются во
многом в соответствии с социальным статусом, религиозной и этнической
принадлежностью и т.п. Разумеется, подобная изоляция не абсолютна и она
размывается, но в целом позволяет сохранять социальный порядок.

Однако такая гибкая и эффективная система социального контроля имеет и свою
оборотную сторону. Это проявилось особенно ярко во время корейской войны
(1950-1953). В 1952 году правительство Китая развернуло пропагандистскую
кампанию по разоблачению преступлений американцев в Корее. При этом приводились
задокументированные заявления американских военнопленных, в которых они
признавались в совершении различных преступлений, включая применение
бактериологического оружия. Официальный Пентагон в ответ на это заявил, что
признания американцев были вынужденными и ложными, наподобие самооговоров
сделанных обвиняемыми во время московских политических процессов. Это позволило
средствам массовой информации говорить о том, в Советском Союзе разработали
технологию "промывания мозгов" и что китайцы и корейцы используют эту
технологию для обработки военнопленных. Естественно, американская фантастика не
могла не отклинуться на подобную тему. Например, в романе Роберта Хайнлайна
(1907-1988) "Кукловоды" ("The Puppet Masters", 1951),
рассказывается о нападении на Землю пришельцев со спутника Сатурна - Титана.
Эти пришельцы, присасываясь к людям, полностью брали под контроль их разум и
превращали людей в безвольных марионеток. Разумеется, Россия и Китай безо
всякого сопротивления попали под власть пришельцев, но, в конце концов мир от
угрозы порабощения спасли бдительные и проницательные американские чекисты.
Роман Хайнлайна интересен описанием атмосферы чрезвычайных мер, обстановки
всеобщей подозрительности, которая явно напоминает об
"антитеррористической" истерии в Америке после известных событий 2001
года.

Но гораздо большее влияние на американское общественное мнение оказал фильм
Джона Франкенхеймера "Маньчжурский кандидат" ("The Manchurian
Candidate", 1962). Главного героя этого фильма, попавшего в плен к
корейцам во время войны, китайский психиатр из института имени Павлова в
Манчжурии подвергает "промыванию мозгов" с помощью гипноза и
различных психотропных препаратов. В результате он становится запрограммированным
на убийство роботом. С помощью постгипнотического внушения герою внедряют
ложную память и забрасывают в Америку для того, чтобы он убил президента. Отчим
главного героя баллотируются на пост вице-президента в паре с тем, кого
поручено убить. Однако опять таки заговор против демократии удается разоблачить
благодаря бдительности и проницательности бывшего начальника главного героя,
роль которого сыграл Франк Синатра.

Реальные факты, которые стояли за эти сюжетами, еще более интересны. Действительно,
как пишет Джон Маркс в упомянутой книге "ЦРУ и контроль над Разумом",
во время корейской войны американские военнопленные, общее число которых
составило 7190 человек, подвергались в плену психологической обработке. Из них
только 5% отказались от сотрудничества, 15% полностью сотрудничали с китайскими
и корейскими властями, а около 70% подписали признательные показания и
обращения с призывом прекратить войну. Американские войска в Корее, как
известно, воевали под флагом ООН, и кроме американцев в боевых действий
участвовали англичане, австралийцы, турки и представители других стран. Они
тоже попадали в плен и с ними обращались примерно также как и с американцами.
Но факты сотрудничества представителей других контингентов с властями были
скорее исключением, чем правилом. Что еще более интересно, возвратившись из
плена в Америку, американские военнослужащие не отказались от своих показаний.
Это сильно разочаровало американское общественное мнение, и оно укрепилось в
том, что у китайцев есть чудодейственные технологии управления человеком.

Компетентные американские органы также заинтересовались этим феноменом. Уже
в 1950 году ВВС США создали специальную исследовательскую группу. В ЦРУ же
проблемой управления человеком заинтересовались еще во время войны, когда ЦРУ
называлось УСС (Управление стратегических служб). Ясно что, подобные технология
важны для оперативной работы, технологии проведения допросов и т.д. Как говорил
один английский оперативник еще в 19-м веке

Гораздо приятнее сидеть,
удобно устроившись в тени, втирая красный перец в глаза какому-нибудь бедняге,
чем расхаживать под палящим солнцем в поисках улик.

Разумеется, проблемами управления человеком интересовались и в Советском
Союзе. Например, в СССР добились больших успехов в области тифлосурдопедагогики,
дисциплине, изучающей проблемы воспитания слепоглухонемых детей. В специальной
школе-интернате для таких детей в г. Загорске ( ныне г. Сергиев Посад) под
руководством основоположника тифлосурдопедагогики И.А. Соколянского, а позже -
его ученика А.И. Мещерякова удалось научить слепоглухонемых детей не только
контакту с внешним миром и простейшим приемам самообслуживания, но даже научить
их читать , писать, рисовать, лепить. Некоторые из выпускников этой школы
получили высшее образование, а одна из выпускниц даже стала доктором
психологических наук. В 1970 году А.И. Мещеряков писал в журнале
"Природа", что тифлосурдопедагогика интересна с точки зрения
понимания способов управления человеком. Он указывал, что И.А. Соколянский
рассматривал слепоглухонемого как простейшую модель. Ведь у такого человека
есть единственный канал для связи с внешним миром - осязание. И если понять,
как действует этот канал, то будет проще понять, как воздейстует на человека
внешний мир два канала и так далее.

Любопытно отметить, что науки о поведении развивались в России и США
параллельными и сходными путями. В России Иван Петрович Павлов (1848-1936),
изучая физиологию пищеварения, открыл классический условный рефлекс. В
1904 году он был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине за работы
по физиологии пищеварения. В США Эдуард Ли Торндайк (1874-1949) открыл примерно
в то же самое время инструментальный условный рефлекс. Различие между
классическим и инструментальным условным рефлексом состоит в том, что в первом
случае связь между условным стимулом и подкреплением вырабатывает
экспериментатор, а во втором - само подопытное животное методом случайных проб
и ошибок. Для этого животное помещают в так называемый проблемный ящик и
животное должно, например, открыть замок, чтобы получить вознаграждение - пищу.
В конце концов и в США, и в России такой подход к изучению поведения стал
доминирующим. В США это направление получило название бихевиоризма.
Сущность этого учения состоит в том, что всякое поведение является реакцией на
определенный стимул. Долгое время лидером американского бихевиоризма был Беррес
Ф. Скиннер (1904 - 1990), для которого этот подход был не только методологией
эксперимента, но и своего рода философией. Скиннер проводил тонкие эксперименты
с голубями в проблемных ящиков, в результате которых он обучал птиц различать
форму и цвет предметов, вознаграждая или наказывая за определенную реакцию на
определенный рисунок. Некоторые эксперименты производили такое впечатление, что
его ученики К. и М. Бреленды бросили науку и открыли свое шоу с дрессированными
животными. Сам Скиннер предлагал использовать дрессированных голубей для
наведения управляемых ракет на цель. Но его основной интерес был сосредоточен
на поведении людей. Скиннер открыто признавал, что он сторонник манипуляции
поведением:

В некоторых местах меня
считают своего рода монстром, желающим, дергая за ниточки, манипулировать
людьми. Это весьма далеко от истины. Людьми манипулируют; я желаю только, чтобы
ими манипулировали более эффективно.

Актуальность проблемы, сформулированной Скиннером, и выяснилась в ходе
корейской войны. Ведь поведение американца, заключенного в пределах своей
секции, секты и т.д., напоминает нам о животном, заключенном в проблемный ящик.
Американские же военнослужащие во время корейской войны оказались вне
привычного для них проблемного ящика. И оказались благодатным материалом для
экспериментаторов из другой научной школы, слегка отличающейся своим подходом к
изучению поведения человека.

В поисках "серебряной пули".

Предполагаемые открытия советских и китайских ученых в области контроля над
разумом были поводом для активизации американских работ. 13 апреля 1953
директор ЦРУ Аллен Даллес принял программу секретных исследований под названием
"MKUltra"; кстати в тот же самый день вышло заявление Пентагона о
том, что любой американский военнопленный, отказавшийся от репатриации, будет
рассматриваться как дезертир и ему, в случае поимки, грозит расстрел. Работы по
этой и другим аналогичным программам ЦРУ финансировало через два частных
благотворительных фонда - Фонд Дж. Мейси-мл. и Фонд медицинских исследований
Чарльза Гешиктера. К работам привлекался ряд научно-исследовательских
учреждений, таких как Национальные центры психического здоровья, Бостонский
психиатрический центр, Исследовательский центр по борьбе с наркоманией в г.
Лексингтон, штат Кентукки, а также ряд университетов. К работе было привлечено
большое количество ученых, в том числе упоминавшийся здесь Беррес Ф. Скиннер, а
также будущие светила американской психологии Карл Роджерс (1902 - 1987) и
Чарльз Осгуд (1916-1991). ЦРУ финансировало проведение научных конференций,
чтобы "в темную" получать консультации от многих выдающихся ученых,
таких например, как антрополог Маргарет Мид (1901 - 1978) и детский психолог
Жан Пиаже (1896-1980). Кроме этого в проекте участвовали химики,
врачи-психиатры и др. Например, одних только микологов (специалистов по грибам)
- привлекалось более 200 человек. Основные направления работ - исследование
воздействия на человека различных наркотических препаратов, в первую очередь
ЛСД, а также марихуаны, героина, барбитуратов, исследования искусственной
амнезии, вызываемой электрошоком, исследования сенсорной депривации, то есть
лишения человека информации, получаемой с помощью органов чувств, а также
применение этих методов в различных комбинациях.

Наибольший интерес в этих проектах вызывают работы с использованием ЛСД.
Этот галлюцинногенный препарат был впервые получен швейцарским химиком
Альбертом Гоффманом в 1943 году. Гоффман работал в известной фармацевтической
фирме "Сандоз". Примерно в это же время, немцы проводили опыты с
другим галлюциногеном - мескалином в концлагере Дахау. Начавшиеся через 10 лет
американские работы были близки по идеологии к этим опытам. Кстати сказать, в
руки американцев попали материалы немецких исследований этого профиля.
Первоначально большую тревогу у ЦРУ вызывали сообщения о закупке больших
количеств ЛСД русскими. Например, по разведканалам поступило сообщение, что
русские купили у "Сандоз" 50 млн. доз, а затем сообщение, что
"Сандоз" собирается пустить в открытую продажу 10 кг ЛСД (100
миллионов доз). Тогда Даллес распорядился приобрести у "Сандоз" весь
запас ЛСД за 240 тыс. долларов и в Швейцарию вылетел представитель ЦРУ с сумкой
наличности, но он выяснил, что общее количество препарата, произведенное за все
время не превышает 40 гр., а все недоразумение возникло из-за того, что
воспитанный на английских мерах американский военный атташе перепутал миллиграммы
и килограммы, и завысил, таким образом, все данные в миллион раз. ЦРУ было
также обеспокоено тем, что монопольный производитель ЛСД - не американская
фирма. Поэтому к 1954 году американская фармацевтическая компания "Эли
Лилли" из Индианополиса разработала технологию синтеза ЛСД (в
"Сандоз" ЛСД производили из спорыньи, грибка, вызывающего заболевания
у злаков). Кроме этого, в рамках программы велись поиски и других ядовитых и
наркотических веществ естественного происхождения. Особенный интерес вызывали
ядовитые грибы, этим и объясняется широкое участие микологов в программе. Эти
поиски увенчались успехом, благодаря специальным экспедициям в разные страны
мира, в первую очередь в Мексику. В результате Альберт Гоффман выделил из
грибов еще один галлюциногенный препарат - псилоцибин.

Испытания различных препаратов производились на добровольцах, однако
зачастую участников таких экспериментов можно назвать "добровольцами"
лишь с большой долей условности. Во-первых, сами "экспериментаторы"
незаметно добавляли друг другу наркотики в кофе или другие напитки. Во-вторых,
большая серия опытов проводилась на заключенных, которые в обмен на согласие
принять испытываемый препарат, получали любой наркотик по их требованию или
сокращение срока. Например, некий д-р Хэррис Исбелл, директор
Исследовательского центра по борьбе с наркотиками в г. Лексингтон предлагал
именно такой выбор к пациентам специализированного госпиталя при центре,
которые фактически находились на положении заключенных. В большинстве случаев
они выбирали наркотики, благо, что борец с наркотиками предлагал им героин или морфий
такой чистоты, которую редко можно встретить у уличных торговцев. Некоторые
исследования Исбелла вызывают оторопь - например, изучение толерантности к
наркотикам. Для этого Исбелл давал подопытным утроенные или учетверенные дозы,
семерых испытуемых он продержал на ЛСД в течение 77 дней непрерывно.

Однако большинство испытуемых все же были добровольцами. Как правило, это
были студенты различных университетов. Например, начиная с 1959 году в
госпитале для ветеранов в г. Пало-Альто, штат Калифорния некий д-р Лео
Холлистер вел испытания ЛСД. В 1960 году среди студентов-добровольцев оказался
Кен Кизи (1935-2001). Позже Том Вульф описал историю Кена Кизи в книге под
названием "Электропрохладительный кислотный тест" ("The Electric
Kool-Aid Acid Test",1968). Таким образом, один из основоположников
"контркультуры" стал популяризатором наркотиков благодаря ЦРУ. ЦРУ
использовало для экспериментов лучшие больницы и университеты, и поэтому с начала
60-х ЛСД стал распространяться среди
групп интеллектуалов на Восточном и Западном побережья США. Другой известный
деятель "контркультуры", Аллен Гинсберг, познакомился с ЛСД благодаря
философу и антропологу Грегори Бейтсону(1904-1981), а его, в свою очередь -
Гарольд Абрамсон из госпиталя Маунт-Синай в Нью-Йорке, один из участников
программы "MKUltra". Кстати, Бейтсон в 60-е годы был членом
руководства Общества ментальных исследований в Пало-Альто, занимался изучением
шизофрении и в рамках этой программы д-р Лео Холлистер и подсадил на ЛСД Кена
Кизи. Еще один деятель "контркультуры", профессор психологии Тимоти
Лири познакомился с грибами в 1959 году во время экспедиции в Мексику, которую
частично финансировало ЦРУ.

Работы по созданию искусственной амнезии заставляют вспомнить выражение
"карательная психиатрия". Доктор Д.Ю. Камерон из Макгилльского
университета в Монреале (Канада) предложил лечить шизофрению методом
"дифференциальной амнезии". По его мнению, если человека сначала
лишить памяти, а потом восстановить ее, то к человеку вернутся нормальные
воспоминания без шизофренической составляющей. ЦРУ выделяло на эти работы по 19
тысяч долларов ежегодно, начиная с 1959 года. Камерон превращал своих пациентов
в "растения" путем сочетания электрошока и снотворных. Пациенты
практически непрерывно спали, их трижды в день будили, чтобы они приняли
очередную порцию смеси снотворных препаратов, и два или три раза в день - для
электошока. Курс "лечения" продолжался 15-30 дней (в некоторых
случаях - до 65 дней). В итоге пациенты забывали обо всем, при этом исчезали и
все шизофренические симптомы. Однако, когда восстанавливалась память,
восстанавливалась и шизофрения. Камерон же проводил и эксперименты по сенсорной
депривации. Человека запирали в тесный изолированный бокс, обкладывали его
подушками, надевали черные очки, закрывали уши. Некоторым испытуемым вводили
кураре, яд, который расслабляет мышцы, вероятно, для того чтобы еще больше
обездвижить. Сенсорная депривация сочеталась иногда с ЛСД.

Сочетание подобных методов вызывало эффект типа "промывания
мозгов". Однако еще в 1953 году Гарольд Вольф и Лоуренс Хинкль в секретном
докладе Аллену Даллесу утверждали, что в СССР и Китае добивались подобных
результатов безо всяких чудесных средств - магических препаратов или лучевых
пушек. Они показали, что эти методики имеют многовековую историю, во всяком
случае, они были хорошо известны испанской инквизиции. Советские методы
базировались на содержании в одиночном заключении, постоянно психологическом
давлении и т.д. Испытывая постоянный стресс от того, что его или все время заставляли стоять, или будили при малейшем
движении, человек в конце ломался и начинал сотрудничать со следователем.
(Кстати, последний прием заставляет вспомнить об одном из методов создания экспериментального
стресса - методе малых площадок. Животное помешают на маленькую площадку,
которая находится над водой в бассейне. Когда животное засыпает, у него
происходит расслабление мышц, оно
падает в воду и, естественно, просыпается). В общем, эти приемы достаточно
хорошо описаны, например, у того же Солженицина. Китайцы же начинали с того места, с которого заканчивалось у
русских. После признания своей вины, человека подвергали своего рода
"групповой терапии". Его помещали в общую камеру, где заключенные
совместно изучали труды Маркса и Мао и занимались критикой и самокритикой.
Поощрения или наказания каждого зависели от успехов сокамерников и поэтому
заключенные критиковали уклонистов; при изменении позиции давление со стороны
соседей ослабевало, постепенно они начинали относиться к нему с возрастающим
миролюбием и уважением. Рано или поздно у заключенного возникало ощущение, что
он вышел на путь истинный, что походило на религиозное обращение. Подобные
приемы характерны для ряда религиозных сект, причем не обязательно
тоталитарных. Скажем, в одной из распространенных в США конфессий, у
методистов, принято проводить еженедельные собрания, на которых обсуждается
религиозное рвение каждого из членов общины.

В конечном итоге ЦРУ не удалось найти методов создания управляемых людей,
выяснилось, что у СССР и Китая тоже не было никакого чудо-оружия, а
единственный значимый результат всех усилий ЦРУ состоял в том, что они
подсадили Америку на ЛСД и тем самым способствовали распространению
"контркультуры" и началу бурных волнений конца 60-х годов.





Рекомендовать Предыдущее сообщение Корневое сообщение На форум
Ответы
Rambler's Top100 TopList